Человек как механизм в философии Ламетри

Человек как механизм в философии ЛаметриБлагодаря моде на анатомирование, рассмотрение человеческого организма как механизма было характерно для философии XVIII века. К примеру, Рене Декарт уподоблял организм человека механизмам, созданными самими людьми. Однако наиболее полный и исчерпывающий вид эта идея получила в трудах французского врача и философа Жюльена Оффре де Ламетри (1709-1751). Его самые известные работы — это «Естественная история души» и «Человек-машина». За идеи, в них изложенные, мыслитель быль подвергнут гонениям со стороны церкви, и был вынужден бежать из Франции: сначала в Амстердам, затем оттуда в Берлин.

Идею отождествления человеческого организма с машиной Ламетри довел до предела. Его сравнение организма человека с часами, успешно функционирующими при условии правильной работы множества колесиков и шестеренок его составляющих, позволяло выстроить строгую и последовательную философскую концепцию.

Увлеченный анатомией мыслитель считал тело человека самым сложным механизмом из всех существовавших. Он считал, что не существует мастера, способного воспроизвести его. Человеческое тело образовано природой естественным образом и не имеет создателя. По мнению Ламетри, механизм человеческого тела способен самостоятельно заводиться и поддерживать рабочее состояние. При этом каждый орган наделен определенной функцией для тела и должен работать исправно для слаженной работы всего механизма. Механически точная работа каждой детали человеческого тела обеспечивает работу остальных органов и тела в целом.

При «поломке» любого из органов сбоить начнет весь организм в целом. Потому органы нуждаются в своевременной «починке». Так же, как и с ремонтом любого другого механизма, при «поломке» человеческого тела необходимо вскрыть его корпус, провести диагностическую процедуры и устранить неполадку.

Понимая тело таким образом, Ламетри мог рассматривать организм человека, как бы раскладывая его на запчасти. Точно так же, как и любой другой механизм. Такой взгляд позволил ученому в деталях изучить человеческое тело, найти корни болезней, а также функциональные и дисфункциональные отклонения от нормы. Анатомическое разложение тела на колесики и шестеренки принесло науке того времени огромные плоды.

Примечательно, что до распространения трудов Ламетри представления о строении человеческого тела имели примитивный характер и зависели от религиозных догматов. Именно поэтому медицина находилась на очень низком уровне, а лечение производилось  странными и парадоксальными для нашего времени средствами. Рассмотрение же тела человека как машины перевернуло представление людей об адекватных средствах лечения и профилактики болезней.

В последующем устарели и представления Ламетри. Врачебная практика показала, что устройство человеческого тела сложнее любого созданного человеком механизма. Более того, изучение чисто механической взаимосвязи органов человеческого тела не позволяло находить ответы на все новые вопросы, возникающие в медицинской науке. Например, ряд процессов в организме человека вообще изучению через органы чувств не поддаются (нейронные токи, зрительные импульсы, обмен веществ и т.д.).

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Thanx: Lifestar