Философия Древней Индии

Философия Древней ИндииФилософия, как и культура, в Древней Индии развивалась под влиянием пришествия арийских народов, поселившихся во 2 тысячелетии до н.э. в долине Инда. Арийские племена принесли с собой не только священные книги Веды (Ригведа, Яджурведа, Атхарваведа и Самаведа), но также религию брахманизм и социальное устройство (де­ление на закрытые сословные группы, то есть варны (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры)).

Для древнеиндийской мифологии характерна идея цикличности развития мира. По представлениям древних индийцев, Вселенная существует лишь в течение Дня Брахмы (его продолжительность —4320000 лет). День Брахмы длится от эпохи к эпохе (Критаюга, Тритаюга, Двапа­раюга и Калиюга). Любопытно, что разделение Дня Брахмы на эпохи соответствует существующему в современной европейской культуре разделению истории на золотой, серебряный, бронзовый и желез­ный века. Мир гибнет в момент наступления Ночи Брахмы. Позже он возникает вновь, чтобы опять погибнуть. Ориентация на столь продолжительные временные циклы предопределила низкий интерес к личности и истории в индийской культуре. А это, в свою очередь, привело к условности авторства датировки древних текстов, философских и литературных памятников.

Веды представляют собой вопросы и ответы на них. Это вопросы о душе, о смерти, о космическом порядке, о происхождении и вечности мира. Однако наиболее интересными и содержательными в философском плане в древнеиндийской культуре принято считать своеобразные комментарии к Ведам — Упанишады. В общей сложности насчитывается свыше 200 Упанишад. В них свое развитие получают преставления о первоначале мира. Здесь же формируется ключевая идея индийской культуры — закон кармы-сансары. Это закон, согласно которому происходит реинкарнация душ в соответствии с прожитой человеком жизнью. Слово «сансара» здесь обозначает сам процесс реинкарнации. «Карма» же обозначает, как совокупность поступков человека, так и закономерность, в соответствии с которой произойдет его дальнейшее перерождение. Достичь просветления и освободиться из вечного круга перерождений можно лишь при достижении специального состояния — мокши. Стремящийся к освобождению обязан следовать дхарме (особому жизненному пути).

Система йоги представляет собой специальную технику управления собственным телом (хатха-йога) и медитации, направленной на отделение души человека от его тела и достижения им мокши или другого духовного состояния (раджа-йога).  Использование в своей практике методов йоги характерно для практически всех школ индийской философии.

Выделение основных идей древнеиндийской философии дает общее представление о содержании и направлении развития мысли в долине Инда в древности. Однако для получения полной картины в дальнейшем нами будут подробно рассмотрены наиболее известные философские направления древнеиндийской философии, такие как веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, чарвака, джайнизм, буддизм.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Thanx: Lifestar