Философия Э. Фромма

Философия Э. ФроммаНемецкий психолог и философ Эрих Фромм (1900-1980) получил образование в Гейдельбергском университете, в котором в то время преподавали К. Ясперс, Г. Риккерт и М. Вебер. Сильное влияние на Э. Фромма оказали также идеи Аристотеля, Б. Спинозы и К. Маркса. Наиболее известны такие труды Э. Фромма, как «Бегство от свободы» (1941), «Человек как он есть» (1947), «Психоанализ и религия» (1950), «Концепция Маркса о человеке» (1961), «Революция надежды. О гуманистической технике» (1968), «Кризис психоанализа» (1973).

Наибольший интерес философ проявляет к проблемам отношения индивида и общества, познания социальных ценностей и человеческого общежития. Те проблемы, над решением которых работает Э. Фромм, он рассматривает как проблемы социально-психологические.

Одной из ключевых для философа тем становится тема сущности индивида. Под сущностью индивида Э. Фромм понимает результат осуществленного им выбора из нескольких возможностей, предоставленных ему его существованием. Свобода здесь выступает в качестве связующего звена между существованием индивида и его сущностью. Свободное действие расценивается как акт самоопределения, как способность индивида быть и выступать причиной самого себя.

Размышления философа о свободном действии наталкивается на ряд парадоксов. Ведь жизнь человека невозможно отделить от объективных внешних обстоятельств. Эти обстоятельства разнообразны и предлагают субъекту свободного действия различные варианты развития событий. За каждым совершенным выбором можно увидеть причины, коренящиеся в самом человеке, этот выбор осуществляющем.

Свободу Э. Фромм определяет как способность индивида совершать выбор. По его мнению, человек либо подчиняется голосу природы, либо выходит за пределы природного и социального миров. Выбирая ценности добра и красоты, индивид начинает движение к сверхчеловеческому существованию.

Человек рассматривается философом как единство мышления, чувств и жизненного опыта. Таким образом, человек не может быть свободен в мышлении, если не обрел свободу в эмоциях и жизненной практике. Так, идеальным становится общество, где любой человек расценивается как цель самого себя и никогда не выступает в качестве средства для достижения целей другого человека.

Тем не менее, по мнению Э. Фромма, в реальном обществе положение дел намного хуже. Люди, по его мнению, на самом деле избегают свободы, ведь свободный человек обязуется нести ответственность за свои поступки. Люди, избегающие ответственности, стремятся переложить тяжесть совершения выбора на других, сохраняя за собой роль заурядного потребителя.

В итоге, человек выбирает несвободное существование. Следствием этого становится потеря им статуса созидателя своего собственного мира. Э. Фромм объявляет о том, что у каждого человека есть лишь два способа отношения к миру: продуктивный и непродуктивный. Выбирая продуктивность, человек работает над совершенствованием самого себя и мира вокруг. Выбирая же непродуктивность, индивид становится иждивенцем, или, что гораздо хуже, направляет свои силы на отрицание и разрушение существующих порядков.

Современное ему состояние человеческой цивилизации философ рассматривал как кризисное. В качестве способа разрешения кризисной ситуации Э. Фромм предлагал создание «здорового общества». «Здоровое общество», по мнению мыслителя, должно иметь в качестве основы ценности и принципы этики гуманизма. Главной ценностью гуманистической этики Э. Фромм считал любовь. Также для оздоровления общества необходимо восстановление гармонических взаимосвязей между индивидом и природой, личностью и обществом

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Thanx: Lifestar