Философия и религия

Философия и религияСоотношение философии и религии исторически неоднократно изменялось и не имеет однозначной трактовки.
Представители материалистической линии противопоставляют философию религиозному мировоззрению. В свою очередь, представители различных направлений идеалистической философии неоднократно синтезировали свои идеи с теологическими концепциями.
В Античности религиозные представления были составной частью философии, её необходимым компонентом. В Средневековье, напротив, ситуация изменилась, и философия выступала в качестве составной части религии.
Настоящее разделение философии и религии на обособленные друг от друга формы сознания произошло только на рубеже Средних веков и Нового времени. Философия тогда ещё вступала в идеологическое противостояние с религиозным мировоззрением. Между этими формами общественного сознания просто были поделены сферы влияния, с сохранением, конечно же, господствующей роли религии. Таким же было и соотношение религии с зарождавшейся тогда новоевропейской наукой.
Тогда же общепринятой стала считаться концепция двух истин. В ней было оговорено, что есть истина, которая идёт от бога, а есть и та, которая идёт собственно от человека. Так появилась идея деизма. Деизм — философская теория, согласно которой Бог, создав всё материальное и установив некоторые ценности, в последующем в развитие человеческого мира не вмешивался. Поэтому человечество не только может, но и должно изучать природу и строить предположения относительно материальных проявлений абсолюта в исторической реальности без привязки к идее Бога.
Впоследствии философия начинает демонстрировать претензию на замещение главенствующей роли религиозного мировоззрения. С точки зрения марксистской теории, религия представляет собой остаточную форму общественного сознания, которая сможет существовать только до тех пор, пока философия не предложит новую систему ценностей. Такая возможность у философии, согласно марксизму, появится в результате развития социальных и экономических структур общества.
Показателен тот факт, что в XX в. бурное развитие получила аксиология (М.Шелер, М.Вебер) — философское направление, которое специально занималось обоснованием необходимости разработки философией системы духовных абсолютов и норм. Некоторые философские теории XX-го в. посвящают себя поиску новых ценностных ориентиров для человека. Таковы экзистенциализм М.Хайдеггера и К.Ясперса, философия жизни А.Бергсона, учение П. Тейяра де Шардена, который стремился стремившегося познать человека как конечную цель природной эволюции.
Стоит также отметить, что современные теологи толкуют текст Библии таким образом, чтобы связать её с современными научными представлениями.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Thanx: Lifestar