Философия религии И. Канта

Философия религии И. КантаВ трудах «Kritik der praktischen Vernunft», «Kritik der reinen Vernunft», а также в некоторых других своих произведениях И. Кант предпринимал попытки анализа религии. Философии религии мыслитель посвятил ряд специальных трудов и истолковывал её в полном соответствии основным принципам своей философской системы. Философ отвергал возможность теоретического познания трансцендентальных идей Бога, мира, души. Однако в своей этической концепции И. Кант строил обоснование необходимости практического их применения.
И. Кант утверждал, что идея Бога сама по себе является “идеалом чистого разума”. Согласно его мнению, идеал, также как паралогизм и антиномия, представляет собой видимость, заблуждение, иллюзию разума. Для подтверждения истинности изложенной мысли И. Кант подвергал критическому анализу основные доказательства Божественного бытия: космологическое, онтологическое и физико-теологическое. В качестве результата было выдвинуто следующее утверждение: все попытки теоретического, т.е. чисто спекулятивного использования разума применительно к богословию являются бесполезными.
В земном человеческом существовании неизбежно появляется антиномия практического разума: нельзя, чтобы стремление к счастью выступало в роли побудительной причины максимы нравственности или чтобы максима нравственности становилась причиной счастья. Из этого следует, что высшее благо в умопостигаемом мире может быть достигнуто лишь при допущении бытия Бога и бессмертия души.
Бессмертие души автор доказывает следующим образом: стремление к высшему благу есть необходимый объект воли, который определяется моральным законом. В первую очередь, данный закон требует полноты основной составляющей высшего блага, т.е. нравственности. Точное соответствие воли моральному закону — святость. Святость является совершенством, которое в воспринимаемом посредством чувств мире не может быть доступно никакому разумному существу. Подобное совершенство достижимо только в рамках прогресса, уходящего в бесконечность. Такой непрерывный прогресс становится возможным, только при допущении бесконечно продолжающегося существования существа, наделённого разумом. И, следовательно, достижение высшего блага на практике становится доступным лишь в том случае, если мы допускаем бессмертие души.
Философ выстраивает доказательство Божественного бытия, опираясь на моральный закон. Как известно, человек подчинен физической причинной обусловленности. Но этот же человек обладает и свободной волей, которая обусловлена необходимостью моральной, т.е. моральной причинной обусловленностью. Вокруг миролюбивых, честных и доброжелательных людей существуют, и будут существовать всегда такие явления как насилие, обман, зависть. Эти люди всегда будут подвержены всем доступным бедствиям — болезням, лишениям и т.д., несмотря на то, что благодаря своим ценностям они достойны счастья. Дело обстоит так по вине природы. И избежать этого невозможно. И честных и нечестных людей поглотит смерть и вернёт их обратно к бесцельному хаосу материи. Достижение высшего блага становится возможным, благодаря признанию высшей причины природы, которой является Бог. Таким образом, мы обязаны предположить существование Бога, т.е. согласиться с наличием моральной причины мира — Творца мира.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Thanx: Lifestar