Неоплатонизм

НеоплатонизмНеоплатонизм — течение в античной философии, получившее расцвет в 3-6 вв. Неоплатонизм ставил своей целью систематизацию противоречивых элементов философии Платона и их соединение с некоторыми идеями Аристотеля. Разработку диалектической триады мыслителя Платона можно считать стержневой темой представителей неоплатонизма.

Неоплатонизм получил широкое распространение на завершающей стадии развития античной философии. Одними из самых видных представителей школы неоплатонизма выступили Плотин (205 — 270), Амелий (3 в.), Порфирий (232 — 301), Ямвлих (280 — 330).

Основатель неоплатонизма римский преподаватель Плотин был в первую очередь теософом. Свои философские позиции, преподаваемые им на протяжении длительного времени, Плотин стал записывать на склоне лет. Его ученик Порфирий отредактировал и издал труды Плотина. Это собрание сочинений вышло под названием «Эннеады».

Интеллектуальной задачей философии Плотина было рассмотрение божественного единства как основания бытия, последовательное выведение из божественного единства всего остального, что существует в мире. Следующей мыслительной ступенью должно было стать нахождение пути, ведущего к изначальному единству. Плотин придавал этой задаче теософский характер и не считал её философской. Использование философии предполагалось в качестве средства мистического богопознания, через которое автор собирался решать свою задачу. Потенциал мистического богопознания, по мнению Плотина, реализуется через интеллектуальную интуицию, которой обладают лишь немногие. Посредством интеллектуальной интуиции становится возможным постичь то единое, что лежит в основании мироздания, является причиной и первым условием всего сущего. Единое, по Плотину, созерцается душой.

Ум происходит из Единого, согласно теории Плотина. Из Ума, в свою очередь, происходит Бытие, которое является основанием и причиной всего сущего. Из Бытия возникает Душа. Она подвижна и из неё берут начало души людей. Души живут в материальном мире, но эта жизнь драматична, а человеческая душа способна обрести спокойствие, лишь устремив себя к Богу.

Стремление философии Плотина направлено на поиск основы для установления единства в обществе, которое должно стать спасительным. Его философия имела практическую направленность, но ей не было суждено вывести античный мир.

Учение Плотина получило продолжение в трудах его учеников Амелия и Порфирия. Эта школа неоплатонизма занималась, в первую очередь, работой над платоновской триадой. Результаты её труда имели теоретический характер.

Ямвлихом была основана сирийская школа в неоплатонизме. Сирийская школа системно изучала античную мифологию. Основной упор в её работе был сделан на религиозно-магическую практику. Представители этой школы в своих трудах искали объяснения методам и сущности чудотворений, пророчеств, мистерий, оракулов, астрологии. Предпринимались попытки описания экстатического вхождения в сверхчувственный мир.

В неоплатонизме большое внимание уделялось классификациям и определениям, математическим и физическим построениям, историческим и филологическим изысканиям. В целом неоплатонизм можно охарактеризовать, как последнюю попытку собрать воедино весь багаж античной философии в целях противостояния христианскому монотеизму.

Неоплатонизм не прекратил своё существование вместе с античным обществом. В поздней античности он начал неоднозначное взаимодействие с христианским, иудейским и мусульманским монотеизмом.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Thanx: Lifestar