Проблема единства мира

Проблема единства мираОдной из самых первых проблем философского знания исторически выступила проблема единства мира. Позиция каждого философа по вопросу оснований единства мира напрямую связана с его изначальной мировоззренческой позицией. Признание в качестве единого начала мира материи или духа в философии называется монизмом. Разделяют понятия «идеалистического монизма» и «материалистического монизма». Идеалистический монизм объясняет единство мира через его бытие и вселенскую духовность. Материалистический монизм подтверждает единство мира через него самого, считая его не нуждающимся ни в чём для поддержания своего бытия, порождающего всё многообразие сущего из самого себя.

В своих количественных и качественных проявлениях мир бесконечно разнообразен. Он неоднороден, так как многообразен, но, при этом, представляет собой некоторую целостность. В отдельных своих проявления и частях он изменчив и преходящ, но неизменчив и непреходящ, как бесконечное целое. Он развивается и движется, как по пути усложнения и становления, так и по пути разрушения.

Человеческое сознание отказывается мириться с существованием чего-либо, что недоступно его пониманию. Потому человек создаёт аналогии для вызвавших научный интерес характеристик материи. Эти характеристики — неотъемлемые атрибуты Бытия. Так, например, на место тяжести приходит масса тела, на место тепла — его температура. Новые характеристики, в отличие от старых, связываются уже с непосредственной деятельностью человека.

Вопрос о единстве мира первыми стали ставить античные философы Анаксимен, Анаксимандр, Фалес, Гераклит и др. Характерным для философии этих мыслителей было предположение о том, что именно в материальности мира кроется его единство. Каждый философ единство мира объяснял по-своему, но в любом из этих объяснений, основания единства мира находили отражение в виде некоторых материальных первопричин всего сущего.

Дуалистическая позиция противоположна монистической. Дуалисты видели материю и дух, как два равноправных начала мира, как две независимые субстанции. Одним из самых видных представителей дуализма в XVI веке был французский математик Рене Декарт. Такие философы как Б. Спиноза, Т. Гоббс и Ф. Бэкон в вопросе о единстве мира стояли материалистических позициях.

В XVIII веке наука оформилась в качестве самостоятельной сферы человеческой деятельности. Тогда же появилась возможность найти достаточное количество аргументов для отстаивания идеи единства мира. Научные основания для размышлений о единстве Солнечной системы дала человечеству теория Канта – Лапласа, которая выводила происхождение космических тел из первоначальной туманности. Закон сохранения энергии, формулировку которого ещё в XVII веке дал Рене Декарт, указал нам на то, что все действующие в природе силы представляют собой лишь различные формы универсального движения материи. Структурное объединение всего живого стало возможным благодаря теории, обосновавшей клеточное строение живых организмов. Все элементы материи соединил периодический закон, созданный Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Теория происхождения видов, произведённая Чарльзом Дарвином, указала на единство всего живого многообразия.  Понимание единства мира и прочной взаимосвязи всех его частей было подкреплено идеями теории относительности, разработанной Альбертом Эйнштейном, и квантовой механики, получившей начало в работах Макса Планка. Благодаря созданию в XX веке мощнейших ускорителей наука смогла доказать наличие неразрывной связи и единства движения и материи. Это стало возможным за счёт доказательства наукой единства вещества и поля, волновых и корпускулярных объектов.

Современная теоретическая физика утверждает, что мир един, так как на самом элементарном уровне он представляет собой не что иное, как фундаментальные взаимодействия между элементарными частицами.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Thanx: Lifestar