Проблема познаваемости мира

Проблема познаваемости мираПознание — процесс освоения человеком окружающего мира, целью которого является нахождение истины. Вопрос о познаваемости мира буквально ставится следующим образом: возможно ли достоверное познание предметов окружающего мира и проявлений их сущности. В философии к настоящему моменту сложились две принципиально различные позиции по данному вопросу: позиция реализма и позиция агностицизма.

Давнюю традицию в философии имеет позиция агностицизма. Учение агностицизма частично или полностью отрицает возможность достоверного познания мира. Греческий философ Протагор полагал, что невозможно достижение общезначимого и достоверного знания по причине наличия у людей различных оценок одних и тех же вещей и явлений. Он утверждал, что вещи являются такими, какими они представляются каждому конкретному человеку.

Немецкий философ Иммануил Кант, предполагавший существование «вещей в себе», считал их непознаваемыми. И. Кант считал познаваемым лишь мир явлений. С позицией философа соприкасаются построенные позже "теория иероглифов" Г. Гельмгольца, теория "физиологического идеализма" И. Мюллера, концепции К. Пирсона.

Шотландский философ Дэвид Юм утверждал, что выход познания за пределы опыта принципиально невозможен, а познание, как известно, основывается на опыте. Шотландец в своих работах показывал ограниченность монокаузализма. Следствие отлично от причины, а потому не может быть выявлено в ней. Отсюда Д. Юм делал вывод, что невозможно построить доказательство существования причинно-следственных связей. По мнению философа, существует лишь субъективная причинность — психологическое свойство, которое заставляет человека предполагать связь одного явления с другим, но в познании человек не выходит за пределы связей, обусловленных названным свойством.

Конвенционализм — разновидность агностицизма. Согласно содержанию концепции конвенционализма, научные теории являются лишь результатом соглашения между учеными, а не отражением объективной действительности. Известный представитель конвенционализма французский математик и философ А. Пуанкаре познаваемыми считал лишь отношения между предметами, но не их природу. Следовательно, законы, установленные в науке, являются лишь условностями, символами. Установку на конвенционализм в своих работах демонстрировали также И. Лакатос, П. Фейерабенд, К. Поппер и многие другие философы.

Позиция гносеологического реализма предполагает, что материальный мир обладает некоторыми сущностными связями и отношениями, которые искажаются чувственным восприятием человека. Согласно данному подходу, мир принципиально познаваем и для достижения истины необходимо лишь разработать адекватные исследуемому объекту метод и инструмент.

Противопоставление позиций гносеологического реализма и агностицизма существует и в современной теории познания. Примечательно, что обозначенное противопоставление в явном или неявном виде сопровождало развитие человеческой мысли на всех его этапах.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Thanx: Lifestar