Школа индийской философии Джайнизм

19-46differenПродолжаем путешествие нашей мысли по просторам Древней Индии. Следующее в нашем цикле философское учение - Джайнизм, который в наши дни - больше, чем философская школа. Это одна из древних индийских религий, существовавшая по заверению ее сторонников с начала времен. Согласно же историческим сведениям учение возникло примерно в IX—VI веках до н. э. Его основателем называют представителя военной касты индийского общества того времени - Джина Махавира. Остановимся подробно на содержании религиозно-этического учения.

Учение Джайнизма, как и основанная на нем духовная практика, направлены на самосовершенствование души. К чему монахи-джайны стремятся, поставив перед собой идеал строгого аскетизма. Любая душа священна и уже включает в себя все знания и силу. Над раскрытием этого скрытого потенциала и предстоит работать вставшему на этот путь человеку.

По мнению джайнов любое существо и любая вещь обладают душой. Отсюда этическая установка, согласно которой причинение вреда любому существу - величайший грех. Настоящую природу человеческой души джайнизм видит в контроле чувств, ведь боязнь утраты и привязанность к материальным ценностям этого мира ведут к таким губительным последствиям, как ненависть, насилие и невежество.

Процесс самосовершенствования души устремлен к всеведению, вечному блаженству и всесилию, что, в свою очередь, приводит душу человека к состоянию нирваны. Так душа в процессе преодоления образовавшейся от череды перерождений телесной оболочки выходит в новое состояние и именуется дживой. Возможно и ты мечтаешь обрести блаженство и всесилие? Скорее всего. Но какие усилия ты для этого прилагаешь? Ответь себе честно: чем ты готов жертвовать?

Каждый ищет свой смысл. В джайнизме смысл кроется в стремлении к освобождению души от любых негативных явлений, связанных с неверными речами, мыслями, действиями. К очищению кармы человек приходит лишь применяя в жизни три главные этические ценности джайнизма (триратна) - вера в Дживу Махавиру, правильное поведение и проникновение в суть учения. Все названные ценности крепко вписаны в каркас духовной практики.

Этические требования джайнизма предписывают своим сторонникам беречь души всех живых существ на Земле, воздерживаться в мыслях и деяниях, быть последовательными и честными. Духовная практика джайнов настолько сурова и аскетична, что на первых порах это сильно мешало распространению религии. Интересно, что монахам-джайнам запрещено задерживаться на одном месте на длительный срок. Монах должен постоянно передвигаться по стране без волос и в простой одежде. Более того, ортодоксальные джайны процеживают питьевую воды и подметают дорогу перед собой, чтобы нечаянно не нанести вред любому живому организму. Однако все это не отменяет того факта, что мирянам джайнам достаточно соблюдать лишь элементарные нормы морали. Все уравновешенно.

Показательно, как много древние религии хранят в себе актуальных и в наши дни ценностей, насколько они вечны и непреложны. Как и наши стремления. Чистоты мышления и сознательной жизни хотим все мы. Все мы ищем смысл. Каждый ищет свой путь. Ценности и практики джайнов - один из способов направить себя к этому. А что из озвученного ты готов применить к себе?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>