Школа индийской философии Локаята

b978 Следующая статья в цикле "Философия Древней Индии" посвящена системе мировоззрения чарвака-локаята. В моём присутствии никогда не произносили это сочетание слов, но я знаю много приверженцев этой философии. Посмотри внимательно - возможно ты один из них.
Локаята (или чарвака) - материалистическое учение, считающееся атеистическим. Оно отрицает непререкаемый для большинства индийцев авторитет древних Вед. Согласно локаяте, Вселенная и все, что она в себя включает, возникла естественным путем, без участия каких-либо потусторонних и божественных сил. Первоосновой всего мира являются четыре вечных элемента: огонь, вода, земля и воздух. Исторические источники, где можно найти изначальное описание философии локаята - джайнское произведение «Шаддаршана-самуччая», а также ведантийские «Сарвадаршанасиддхантасанграха» и «Сарвадаршанасанграха».
По одной из версий основателем течения выступил философ по имени Чарвака (автор «Брихаспати-сутр»), который, как предполагается исследователями, был убежденным материалистом и скептиком. По другой популярной версии у истоков мировоззрения стоял полулегендарный древний мудрец Брихаспати, также именуемый Вачаспати, что означает "господин речи".
В индийской философии на начальном этапе локаятиками считали мастеров ведения спора. Как и их греческие коллеги софисты, носители учения локаята могли вступать в споры на самые разные темы и находить доказательства, как тому, например, что мир существует, так и тому, что он не существует. Более того, с 5-го века до нашей эры и в последующие периоды искусство ведения спора (локаята) преподавалось в брахманских школах как самостоятельная дисциплина. Также примечательно, что второе название мировоззрения (чарвака) дословно переводится с хинди как «красивая речь». Есть сведения, что первые локаятики выступали в качестве собеседников для Будды Шакьямуни.
В священных брахманских текстах, локаята описывается как самая низменная из философий. Возможно, как раз потому, что локаята единственной реальностью считает материю, а истиной лишь то, что постигается непосредственным восприятием. Смысл человеческой жизни приверженцы локаяты видят в достижении наслаждения, так как по их убеждению существует лишь этот мир (лока). Эти убеждения позволяют нам проводить сравнения между локаятиками и эпикурейцами, которые разделяли те же взгляды на жизнь.
Захватывающе видеть в Древней Индии философскую традицию, имеющую общие основания с философскими традициями народов других стран в аналогичный период. И даже более интересно сознавать, что некоторые установки локаятиков вполне сопоставимы с установками жителей современного нам мира, не правда ли? А ты нашел в себе локаятика?

Школа индийской философии Локаята: 1 комментарий

  1. Константин Афанасьев

    Да, я нахожу в себе локатика. Пока я думаю о пересечении разных филосовских школ Индии. Чувствую некое сближение с Адвайтой, монизмом. Все едино, все есть Брахман. Материя – есть тоже Брахман. Как с этим поспоришь?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>