Школа индийской философии Санкхья

Школа индийской философии СанкхьяСанкхья — одна из древнейших и важнейших школ индийской философии. С санскрита слово Sânkhya переводится как «относящийся к числу» или «перечисляющий». Время и место возникновения данного учения достоверно определить невозможно. Однако известно, что школа Санкхья существовала еще до появления буддизма. Более того, согласно некоторым индийским преданиям буддизм сформировался из основных учений Санкхья. Принято считать, что появление Санкхьи стало реакцией на пантеизм упанишад.  Санкхья появилась позднее древнейших упанишад. Однако уже в более поздних упанишадах можно встретить ссылки на те или иные идеи учения. Некоторые же исследователи полагают, что Санкхья изначально возникла как «перечисление» ключевых понятий веданты.

Школу Санкхья основал мифический мудрец Капила. Информация о нем существует лишь в виде легенд и изложена в Махабхарате, Рамаяне и Пуранах. В преданиях упоминается ученик Капилы по имени Асури. Однако о нем достоверных сведений также нет. К дальнейшим последователям Санкхьи исследователи относят философов Панчашикха и Виндхьявасину. Панчашикх стал одним из тех, кто впоследствии объединил разрозненные учения школы Санкхья в философскую систему. Первые трактаты школы до нас также не дошли: сочинения Панчашикхи и трактат Шаштитантра ("система 60 понятий") были утеряны, но сохранились ссылки на них в более поздних трактатах школы.

Школа Санкхья выделяет в мире два исконных, вечных начала: материю и дух. Вечные начала различаются в самом своем основании и потому не возводимы к какому-либо общему началу. По сути, описание природы этих начал и их взаимосвязи составило содержание философской системы Санкхья.

Ключевой характеристикой учения можно считать его атеизм, который выражается в полном отрицании вечного существа, сотворившего и поддерживающего мир. Атеизм был выведен из учения о последствиях действий всех живых существ, населяющих мир. Согласно учению, этими последствиями возбуждается и определяется само стремление природы и ее содержание.

В философскую систему Санкхья включены также и некоторые общие для религиозно-этических учений Индии идеи, такие как учение о возмездии, о круговращении жизни, о переселении душ и так далее.

В Санкхье считается, что любая сознательная жизнь есть страдание. Причем страдания являются неотвратимым следствием кажущихся радостей жизни. Самое большое зло в мире возникает из необходимости возвращения смерти в каждой новой жизни. Потому истинной целью человека может стать лишь стремление к полному устранению страданий, чего нельзя добиться никакими мирскими средствами. Согласно учению Санкхьи, страдания человека не прекратятся с разрушением материального мира, ведь странствование души из одной формы жизни в другую не прекратится никогда. Спасительного уровня познания человек способен достичь лишь при помощи созерцательной философии. На данном уровне познания человек приходит к пониманию коренного различия между духом и материальным миром.

Расцвет школы Санкхья пришелся на первые века нашей эры. В это время учение оказало большое влияние на возникновение и развитие гностических и неоплатонических школ. Влияние философии Санкхья на гностицизм проявляется в отождествлении духа со светом, в идее о личном существовании воли и разума, в разделении людей на три категории и т.д. Связь неоплатонизма с идеями школы Санкхья выражается еще сильнее и часто выражается в предельном сходстве некоторых учений. Например, учение Плотина о свободе души от присущих материальному миру страданий и изменений было заимствовано из Санкхьи. Плотин же, вторя последователям школы Санкхья, сравнивает душу с зеркалом, отображающим образы предметов материального мира. Именно благодаря этим идеям Плотин позволил себе обещание освобождения человека от страданий.

В самой же Индии школа Санкхья кардинальным образом изменила философскую и религиозную жизнь общества. Свидетельством этому служат древнейшие памятники индийской литературы: законы Ману, Махабхарата (в которой представлено древнейшее изложение идей Санкхья), Пураны, Тантры и т.д. Школа Санкхья оказала существенное влияние также и на такие философские школы, как Вайшешика и Ньяя.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Thanx: Lifestar