Школа индийской философии Вайшешика

Школа индийской философии ВайшешикаВайшешика (от вишеша (санскр.) — различие, особенность) — одна из основных теистических школ индийской философии . Школу основал мудрец Канада (настоящее имя - Улука), проживавший в III—II вв. до н. э.  Философия вайшешика признает авторитет древних Вед, однако, по заверениям своих сторонников, опирается на совершенно независимые основания. Вайшешика означает подробное изложение позиции по конкретной вещи. Мир, согласно философии вайшешика, состоит из нерушимых атомов, но управляется Богом, который действует в соответствии с законом Кармы.
Философская система вайшешика указывает, что подлинную индивидуальность необходимо находить в особенностях мира. Школа провозглашает независимость каждой конкретной индивидуальности, находя в естественном объединении индивидуальностей лишь более совершенную индивидуальность. Так, отдельные «я» реализуют себя, вступая в общественные и космические отношения, однако, сохраняют индивидуальность в рамках этих отношений.

Согласно вайшешике, всего различается семь видов реальности:
  • субстанция (дравья) — представляет собой симбиоз качества и действий, выступает в качестве девяти форм, таких как земля, вода, огонь, воздух, эфир-акаша, пространство, время, душа как субстрат сознания и ум (манас);
  • качество (гуна) — его несет в себе субстанция, качество вне субстанции не существует, но определяет природу вещей;
  • действие (карма) — механическое движение одного из пяти видов: вверх (поднятие), вниз (опускание), внутрь (сжатие), вовне (расширение), с места на место (хождение, перемещение);
  • всеобщность (саманья) — извечная сущность, являющаяся общей по отношению ко всем элементам выбранного класса;
  • особенность (вишеша) — противоположна всеобщности, индивидуализирует извечные сущности, дифференцирует вещи и понятия;
  • присущность (самавая) — нерушимая постоянная связь целого и его частей;
  • небытие (абхава) — реальность конца, противоположная первым шести.
Ключевой частью философии вайшешика принято считать атомистическую теорию, описывающую ту часть мира, которая состоит из физических элементов, подвержена возникновению и разрушению. Согласно идеям вайшешиков, все объекты физического мира состоят из четырех разновидностей атомов, которые между собой соединяются в двойки, тройки и иные организационные подструктуры. Атомы здесь понимаются как вечные и никем не сотворенные элементы материального мира, являющие собой предел членения материального мира. К слову, прозвище «Канада» основателя школы Улуки означает «пожиратель атомов».
Философия вайшешика устремляет людей к освобождению от  них самих же при помощи «единственно верного» способа познания реального мира. Сторонники этого философского направления утверждают наблюдение в качестве наиболее эффективного средства обретения знания. Несомненно, философская система вайшешика существенно повлияла на ход развития древнеиндийской философии.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Thanx: Lifestar