Школа индийской философии Веданта

Школа индийской философии ВедантаВеданта — одна из древнейших ортодоксальных школ индийской философии. Наибольшее влияние на развитие веданты оказали работы Шанкары и его последователей (создали адвайта-веданту) (IX - X века нашей эры), и труды Рамануджи и его учеников (XII - XVII века нашей эры). Основными текстами этого философского направления специалисты считают Упанишады (IX - V века до н.э.), Бхагавадгита (IX - VI века до н.э.) и Брахма-сутра (V - II века до н.э.). Веданта настолько крепко укоренилась в индийской культуре, что предопределила направление развития индийской философии в целом.

Идея Брахмана стала стержневой идеей в философии веданты. В индийской культуре слово «брахман» весьма многозначно. Этим словом означают как жреца, постигающего Брахмана, так и ведические тексты, а также члена высшей касты и магическое влияние мантры.

Брахман определяется единством сознания, бытия и блаженства. Брахман эмпирически проявляет себя в материальном мире. Однако это проявление является реальным лишь по видимости. Так как не имеет под собой оснований, чтобы быть реальным. Чувственно постигаемый мир воспринимается как реально существующий лишь для сознания обыденного. Единственная реальность существования нашего мира заключена лишь в самом Брахмане. Периодически мир гибнет и возрождается вновь. Эти изменения являются следствием периодических проявлений существующей в Брахмане творческой энергии.

Брахман — трансцендентная истина, он превосходит любые человеческие идеи, понятия, слова. К нему можно направиться через мистическую интуицию или через божественное откровение. Нет ничего подобного Брахману, как нет и ничего отличного от него. Все вещи из него происходят, поддерживаются его энергией, и в итоге растворяются в нем. Брахман — безличный абсолютный дух, субстанциональное начало и итоговый конец всего сущего.

Во внутреннем опыте человеку открывается Атман. Он сверхчувственен, универсален, непреходящ. Он открывается личности через потаенное чувство ума. В качестве проявленного бытия Брахмана Атман имманентен любому человеку. Постижение единства Брахмана и Атмана высвобождает индивида из непрерывного круговорота жизни, приводит его к просветлению и подлинной свободе.

Согласно веданте существует всего четыре стороны жизни личности: кама, артха, дхарма и мокша.

Кама — это гедонистический элемент человеческого существа. Она представляет собой страсти и стремление к удовольствиям.

Артха — прагматические жизненные ценности. Она представляет собой материальные блага и выгоды, стремление к материальному процветанию.

Дхарма — основа социального и морального порядка. Это обязательный к исполнению закон, определяющий такие добродетели, как самоконтроль и порядочность. Дхарма превосходит и предопределяет более низкие стороны жизни человека, такие как кама и артха.

Мокша — есть состояние освобождения (от привязанностей, страстей и суеты). Мокша — это высшее добро, предельная цель жизни человека. Мокша должна доминировать и одухотворять собой другие стороны жизнедеятельности.

Данные ведантические принципы — не дань прошлому и традициям. Они непосредственно причастны к реалиям жизни в современной Индии. Веданта — ведущая индийская духовная традиция, которая и в наши дни выступает в качестве системы мировоззренческих координат для современного индийского общества.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Thanx: Lifestar