Школа индийской философии Буддизм

tian_tan_buddha_wallpaperЗавершаю серию статей по философии Древней Индии статьей про жемчужину мировой философской мысли - Буддизм. Сложно представить, как много в настоящий момент включает в себя понятие буддизма, как много актуальных ценностей и установок буддизм дал миру. Благодаря провозглашаемым ценностям это религиозно-этическое учение собрало сотни миллионов последователей по всему миру и продолжает расти.

Буддизм - многогранное явление и его необходимо изучать всесторонне: можно как культурную традицию, религию, философию, цивилизацию, "науку о сознании" или как этическое учение. Однако нам здесь будет интересен именно философский аспект данного явления. По этому пути и пойдем.

Буддизм - это учение о духовном пробуждении. С санскрита "buddha dharma" дословно переводится как "учение просветленного". Пути к просветлению и посвящена философия буддизма в глобальном смысле.

Учение Буддизма возникло в середине первого тысячелетия до нашей эры. Его автором стал Сиддхартха Гаутама. С момента появления последователи учения именовали его как просто "учение" (Дхарма) или "учение Будды" (Буддхадхарма). И лишь в 19-ом веке уже европейцы стали использовать понятие "Буддизм".

Стартовой точкой философии буддизма стало изучение Сиддхартхой Гаутамой (впоследствии получившего имя Будда Шакьямуни) своего сознания. Наблюдая за собой, Будда пришел к выводу, что все свои страдания человек создает сам. Все идет от привязанности человека к материальным ценностям мира и к своей жизни, от веры в неизменчивость души.

Философию Буддизма интересуют вопросы человеческой психологии, индивидуального сознания человека, всеобщего изменения и непостоянства. Сам Будда весьма скептически относился к вопросам метафизического характера. На вопросы наподобие "Вечно ли существует Вселенная" он не отвечал, так как считал бесполезным.

Любой человек, согласно учению Будды, страдает. У этих страданий есть конкретная причина - стремление к чувственным удовольствиям, убежденность в неизменности собственного "Я" и привязанность ко всему материальному. Выйти из этого состояния можно, избавившись от причин его возникновения. И существует путь к выходу из бесконечного круга перерождений, а следовательно, к освобождению. Прекратить страдания, созданные собственным сознанием, человек можешь лишь войдя в состояние нирваны. Вхождение в нирвану (оно же есть достижение заветного пробуждения) происходит через преодоление привязанности к материальному миру. Для достижения пробуждения буддисты используют практики медитации и самоограничения.

Примечательно, что Будда не считал свое учение божественным откровением и не хотел, чтобы кто-либо просто принимал его на веру. Будда хотел, чтобы каждый человек самостоятельно все проверил пришел к тем же выводам. Будда нашел просветление через практику медитативного созерцания, познавая окружающий мир и собственный дух. К этому же он и призывает своих последователей. Его учение можно понять лишь через собственный опыт. Просто поверить в это нельзя. Это нужно проверить и прийти к этому. Буддистом можно стать только самостоятельно и только через осознанное принятие. "По рождению" стать буддистом невозможно.

Философию буддизма мы рассматриваем отдельно от религиозно-этического учения Буддизма, но эти явления неотделимы друг от друга. И вместе с ростом количества буддистов растет количество сторонников буддистской философии. Однако многие носят в себе установки и ценности буддистской философии уже сейчас. У многих людей учение Буддизма находит внутренний эмоциональный и интеллектуальный отклик. Для этого не обязательно быть буддистом по верованию. Отсюда вопрос: а что буддистского есть в тебе уже сейчас? Что из перечисленного находит в тебе внутренний отклик?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>