Субъективная школа в социологии

Субъективная школа в социологииНиколая Константиновича Михайловского (1842-1904) можно считать одним из отцов-основателей социологии в России. Лидерские позиции он занимает также в рамках субъективной школы в социологии.Социолог начинал свою карьеру как публицист и литературный критик. Соответственно, и социологическая
система Н.К. Михайловского получила некоторый журналистский отпечаток. В частности, это отразилось на манере оформления автором материала. В то же время и публицистика Николая Константиновича была наполнена социологическим содержанием.
Разработанный автором субъективный метод социологии мерилом общественного прогресса назначал отдельную личность. Личность же выступала в качестве двигателя исторического процесса. По мнению автора, что социолог не может сделать свою науку беспристрастной. Так как объектом исследования в этой науке всегда является личность, имеющий чувства человек. Общество и личность, согласно автору, выступают взаимодополняющими друг друга явлениями: каждый шаг против общественного устройства наносит вред личности, каждое наступление на личность вредит всему обществу.
Н.К. Михайловский утверждал, что социология не имеет права ограничиваться только объективным методом исследования. Он считал, что социологи должны использовать также субъективный метод, категории справедливости и нравственности. Объективизм, по Н.К. Михайловскому, — метод чистого разума. Субъективизм — нравственная оценка свободной воли человека. И оба метода должны дополнять друг друга.
Автор полагал, что разумным можно считать только то, что направляет личность к развитию и установлению целостности бытия. Именно поэтому формула прогресса, сформулированная Н.К. Михайловским, заключает в себе субъективно-этические параметры.
Разделение труда, по Н.К. Михайловскому, позволяет человеку развивать его способности за счёт развития способностей других людей. Каждый в этом случае имеет лишь малую часть знаний и умений. Специализация труда обедняет личность, делает человеческую жизнь скудной. Работник с узкой специализацией попадает во фрагментарный мир и перестаёт существовать как целостная личность. Николай Михайловский выражал мнение, согласно которому общество должно стремиться к целостности и широте интересов личности за счёт «кооперации простого сотрудничества», а не путём разделения труда.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Thanx: Lifestar